Российское движение школьников

Российское движение школьников

Сер­гей Гра­чев, глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла стар­шекласс­ни­ков «Пять Уг­лов»:
Два го­да на­зад в на­шем жур­на­ле выс­ту­пили один­надца­тик­ласс­ни­цы. Вер­нётся ли стра­на-пи­оне­рия — вот воп­рос, ко­торый они за­дали в са­мом кон­це сво­его обоз­ре­ния. Ког­да Указ толь­ко вы­шел, мы не об­сужда­ли его сра­зу, его зат­ми­ли дру­гие со­бытия. В про­шед­шие че­тыре ме­сяца «Пять Уг­лов» про­вёл один из ре­гуляр­ных оп­ро­сов, где выс­ка­зались бо­лее по­луто­ра ты­сяч ре­бят. И боль­ше по­лови­ны из них счи­та­ют, что перс­пек­ти­вы дви­жения не­яс­ные, и мас­со­вым оно не ста­нет. Се­год­ня, на мой взгляд, са­мое вре­мя вы­рабо­тать тот под­ход, те идеи, ко­торые бу­дут за­ложе­ны в Дви­жение, что­бы оно ожи­ло. Ре­бята го­ворят о том, ка­кие нуж­ны ус­ло­вия для это­го, и се­год­няшнее соб­ра­ние — это сбор мне­ний спе­ци­алис­тов, экс­пер­тов, что­бы по­нять об­щую кон­цепцию и уже име­ющий­ся опыт. 

Анд­рей Бор­щевс­кий, за­мес­ти­тель пред­се­дате­ля Ко­мите­та по об­ра­зова­нию:
Пе­тер­бург за­нима­ет ли­диру­ющие по­зиции с точ­ки зре­ния соз­да­ния детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений, и Ко­митет по об­ра­зова­нию уже вза­имо­дей­ству­ет с Фе­дераль­ным агентством по де­лам мо­лоде­жи, мы зна­ем о том, что го­товит­ся Ус­тав ор­га­низа­ции, про­раба­тыва­ют­ся ме­ханиз­мы вза­имо­дей­ствия. Мы го­товы при­нимать учас­тие в сос­та­ве ра­бочих групп на ста­ди­ях об­сужде­ни­ях и ре­али­зации. Се­год­ня в Пе­тер­бурге соз­да­но бо­лее 1300 детс­ких об­щест­вен­ных объеди­нений, ко­торые функ­ци­они­ру­ют в каж­дом районе го­рода, и по сво­им нап­равле­ни­ям под­разде­ля­ют­ся в том чис­ле и на пат­ри­оти­чес­кие — их 37%. Глав­ное в них, я под­черк­ну, прин­цип доб­ро­воль­нос­ти. Боль­шинс­тво из всех ор­га­низа­ций, и эко­логи­чес­кие, и твор­ческие, и во­лон­тёрс­кие,и пат­ри­оти­чес­кие, уже го­товы вхо­дить в струк­ту­ру Рос­сий­ско­го дви­жения школь­ни­ков. На­ша сис­те­ма идет в но­гу со вре­менем, Пе­тер­бург один из нем­но­гих су­мел сох­ра­нить по­ложи­тель­нй опыт и в прош­лом го­ду был предс­тав­лен в Уп­равле­нии де­лами пре­зиден­та как один из трёх зна­ющих, по ка­ким нап­равле­ни­ям нуж­но ра­ботать в вос­пи­тании мо­лодё­жи. Имея та­кой фун­да­мент, я уве­рен, что мы смо­жем де­лать всё хо­рошо и ка­чест­вен­но. 

Ва­лен­тин Се­мёнов, про­фес­сор со­ци­оло­гии:
Со­об­щест­во де­тей, как зер­ка­ло, пов­то­ря­ет то, что про­ис­хо­дит во взрослм об­щест­ве. А здесь сей­час про­ис­хо­дит по­ляри­зация. Лю­ди, час­то не­осоз­нанно, раз­де­ля­ют­ся по цен­ност­ным ори­ен­ти­рам, и с од­ной сто­роны, мно­го­об­ра­зие это хо­рошо. С дру­гой — все груп­пы ра­зоб­ще­ны, и мощ­ная ор­га­низа­ция вро­де Дви­жения долж­на су­щест­во­вать, что­бы объеди­нять боль­шинс­тво. За пос­ледние го­ды «Пять Уг­лов» про­вело мас­су со­ци­оло­гичес­ких исс­ле­дова­ний, и при­мер­ный порт­рет сов­ре­мен­ной мо­лоде­жи у нас уже есть. Оп­ти­миз­ма он не вну­ша­ет —слиш­ком боль­шая груп­па под­рост­ков выс­ка­зались чет­ко: они аб­со­лют­но не счи­та­ют се­бя пат­ри­ота­ми, они кри­тика­ны, и их мож­но по­нять. 31 де­каб­ря был под­пи­сан Указ о стра­тегии на­ци­ональ­ной бе­зопас­ности, и там це­лый раз­дел впер­вые пос­вя­щен на­шим цен­ностям. Од­на из них — пре­иму­щест­во ду­хов­но­го над ма­тери­аль­ным, что в эпо­ху, ког­да мы ста­ратель­но стро­или об­щест­во пот­ребле­ния, во­об­ще слож­но предс­та­вить. Там же кол­лекти­визм, пат­ри­отизм — друзья моя, вой­ди­те в ин­тернет, там же всё на­обо­рот! Рань­ше Ко­митет по мо­лодеж­ной по­лити­ке дер­жал ру­ку на пуль­се, про­водил исс­ле­дова­ния мо­лодё­жи Пе­тер­бурга — от де­мог­ра­фии до ду­хов­ных цен­ностей. Сей­час это­го нет. Нам нуж­на мощ­ная ор­га­низа­ция, но у неё обя­затель­но долж­на быть иде­оло­гия — без ца­ря в го­лове ник­то не мо­жет жить хо­рошо, осо­бен­но в кри­зис. 

Люд­ми­ла На­гав­ки­на, до­цент ка­фед­ры пси­холо­гии и пе­даго­гики СПбГУ­КИ:
В пер­вую оче­редь, не­об­хо­димо встать на сто­рону под­рост­ка. За­чем ему эту на­до? В 70-е го­ды ак­ту­аль­ной за­дачей ре­бят бы­ли об­щест­вен­ная зна­чимость се­бя, но проб­ле­мы в лич­ных от­но­шени­ях час­то ме­шали нор­маль­но жить. В 2009 на­ше исс­ле­дова­ние по­каза­ло — ре­бята го­ворят о жи­тей­ских проб­ле­мах, но глав­ное для них — как дос­ту­чать­ся до взрос­лых? Они хо­тят дей­ство­вать, но их не пус­ка­ют, об­щест­вен­ная ак­тивность не на­ходи­ла при­мене­ние. И сей­час си­ту­ация сох­ра­ня­ет­ся: ма­ло при­зыва­ет го­род к серьез­ным де­лам. 
Пе­ред на­ми сто­ит нес­коль­ко воп­ро­сов: ка­кие пра­ва бу­дут у тех, кто уже ра­бота­ет с детс­ки­ми об­щест­вен­ны­ми ор­га­низа­ци­ями? Вто­рое: в за­кон об об­ра­зова­нии нет по­нятия школь­ни­ков, кто бу­дет вхо­дить в Дви­жение в та­ком слу­чае? И что долж­но быть в ито­ге — дви­жение или ор­га­низа­ция? Ре­бята го­ворят: мы хо­тим дви­гать­ся, мы жи­вые, как ртуть, не на­до за­гонять нас в членс­тво. На­конец, важ­ная проб­ле­ма — ут­верж­де­ние, что Дви­жение долж­но быть вне иде­оло­гичес­кой ос­но­вы. Но раз­ве мы мо­жем жить без идей? «На­ши» рас­сы­пались, по­тому что это бы­ла не об­щая идея, а об­щий крик. Что нуж­но от го­сударс­тва? Толь­ко под­держ­ка. Тог­да бу­дем жить и ра­ботать.

Ве­ра Пет­ро­ва, пред­се­датель ко­ор­ди­наци­он­но­го со­вета Ре­ги­ональ­но­го об­щест­вен­но­го дви­жения «Со­юз юных пе­тер­бурж­цев»:
Мно­гие жи­тели го­рода зна­ют и участ­во­вали в соз­да­нии Со­юза юных пе­тер­бурж­цев. Два прин­ци­па, ко­торые лег­ли в его мо­дель — парт­нёрс­тво и де­ятель­ность. Де­ти ре­шали, ка­кая бу­дет ор­га­низа­ция, ка­кие про­ек­ты они бу­дут ре­али­зовы­вать, ини­ци­ати­вы. И нич­то не прив­лё­чет де­тей, ес­ли им не бу­дет ин­те­рес­но, по­это­му тут ва­жен де­ятель­ност­ный под­ход. 
Важ­ный ас­пект — под­го­тов­ка ру­ково­дите­лей. У детс­ких ор­га­низа­ций есть спе­цифи­ка, ря­дом и чуть впе­реди дол­жен быть взрос­лый. На ба­зе Двор­ца твор­чест­ва юных про­ходят в том чис­ле и кур­сы по по­выше­нию ква­лифи­кации, что­бы спе­ци­алис­ты 21-го ве­ка бы­ли ком­пе­тент­ны, при­меня­ли сов­ре­мен­ные тех­но­логии.

Петр Ти­щен­ко, экс­перт в об­ласти мо­лодёж­ной по­лити­ки:
В ос­новном, стар­шее по­коле­ние, как ни пе­чаль­но, зна­ет о мо­лодё­жи из ко­лонок про­ис­шест­вий в средс­твах мас­со­вой ин­форма­ции. Скла­дыва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что си­ту­ация сей­час срод­ни на­чалу де­вянос­тых, ког­да у де­тей не бы­ло по­мощи в их взрос­ле­нии и со­ци­али­зации. Из воп­ро­са нуж­на ли де­тям ор­га­низа­ция про­ис­те­ка­ет и воп­рос как го­сударс­тво долж­но по­могать мо­лодё­жи и ка­кими инс­тру­мен­та­ми вли­ять на фор­ми­рова­ние лич­ности. От­сю­да по­руче­ние ФАД­Му — про­рабо­тать ме­ханизм, най­ти точ­ки опо­ры и ры­чаги, по­могать вы­делить средс­тва и оп­ре­делить по­рядок рас­хо­дова­ния. И всё. Здесь не ска­зано, что пос­ле мар­та все школь­ни­ки ав­то­мати­чес­ки ста­нут участ­ни­ками РДШ. И всё, что это­му до­кумен­ту при­писа­но, из не­го не вы­тека­ет. То, ка­кой бу­дет эта ор­га­низа­ция, за­висит от нас с ва­ми, и у нас есть воз­можность все на­работ­ки и идеи прив­нести в этот про­цесс.
Час­то взрос­лые не за­меча­ют но­вый на­вык, но­вое зна­ние, ко­торые по­яв­ля­ют­ся у де­тей, ког­да они ощу­ща­ют се­бя уже ма­лень­ки­ми взрос­лы­ми.Я не был ак­тивным пи­оне­ром, из­да­вал бо­евой лис­ток, по­тому что хо­дил в ху­дожест­вен­ную шко­лу и хо­рошо ри­совал. Но в До­ме пи­оне­ров за­нял ак­тивную по­зицию — там бы­ла соз­да­на ор­га­низа­ция детс­ко­го са­мо­уп­равле­ния, и я но­сил по­чет­ное зва­ние «Вет­ра» и от­ли­читель­ный знак — Ро­зу вет­ров. И для каж­дой ор­га­низа­ции та­кие знач­ки — это сту­пени рос­та. Де­ло — это од­но из глав­ных, что мо­жет объеди­нить мо­лодёжь. 

Свет­ла­на Шо­рина, ру­ково­дитель Меж­ре­ги­ональ­ной детс­кой об­щест­вен­ной ор­га­низа­ции Санкт-Пе­тер­бурга и Ле­нинг­рад­ской об­ласти «Ю-Пи­тер»:
Глав­ная за­дача ор­га­низа­ции — быть по­лез­ным об­щест­ву и быть по­лез­ной де­тям. Че­рез это учас­тие они фор­ми­ру­ют­ся как лич­ности, учат­ся от­ве­чать за свои пос­тупки, отс­та­ивать мне­ние не сло­вами, а де­лами, при­нимать ре­шения. Опыт уже есть — нап­ри­мер, кон­курс «Ли­дер» пред­по­лага­ет обу­чение, оцен­ку и по­мощь в ре­али­зации тех про­ек­тов, ко­торые де­ти при­думы­ва­ют, за­щища­ют и ре­али­зу­ют с по­мощью стар­ших и млад­ших кол­лег.
Что де­лать даль­ше? На пос­леднем со­веща­нии ру­ково­дите­лей ор­га­нов мо­лодеж­ной по­лити­ки из уст ру­ково­дите­лей проз­ву­чало: всё фор­ми­ру­ем мы, уз­на­ете тог­да, ког­да бу­дет сде­лано, ни­какой от­се­бяти­ны ти­па детс­кой ор­га­низа­ции име­ни Пре­зиден­та Яку­тии (а в Яку­тии она соз­да­на и возг­лав­ля­ет и под­держи­ва­ет её пре­зидент рес­публи­ки). Всё это бу­дет вы­несе­но за скоб­ки, ор­га­низа­ции долж­ны бу­дут по­кинуть за­веде­ния вплоть до при­вода про­кура­туры на ос­но­вании, что в уч­режде­нии не мо­жет су­щест­во­вать ни­какая дру­гая ор­га­низа­ция.
Де­ти и взрос­лые го­лосу­ют но­гами — ес­ли не­ин­те­рес­но — они ухо­дят. Я не ве­рю, что 1 ап­ре­ля ра­зом нач­нется но­вая жизнь. Ско­рее все­го, всё это за­бол­та­ет­ся, уй­дет в бес­ко­неч­ный про­цесс об­сужде­ния, а на то, что чи­та­ет­ся меж­ду строк, нуж­ны ко­лос­саль­ные средс­тва. По­это­му жи­вем спо­кой­но и дей­ству­ем, как преж­де. Мо­жет быть, кто-то нас ус­лы­шит. Глав­ное — на­чать фор­ми­ровать мис­сию ор­га­низа­ции, чет­кие сло­ганы, чет­ко про­писан­ные це­ли и за­дачи. Фор­ми­ровать кад­ры, ко­торые бу­дут ра­ботать в этом нап­равле­нии, учить их и раз­ви­вать. И толь­ко пос­ле это­го пред­ла­гать де­тям и, что важ­но, ро­дите­лям. Они долж­ны уви­деть в Дви­жении смысл, по­мощь се­бе — и тог­да они пой­дут навс­тре­чу. 

Алек­сей Ко­ролёв, пред­се­датель Мо­лодеж­ной кол­ле­гии при Гу­бер­на­торе Санкт-Пе­тер­бурга:
Се­год­ня мы стал­ки­ва­ем­ся с тем, что ре­бята, ко­торые при­ходят к нам, на эта­пе окон­ча­ния шко­лы час­то не вов­ле­чены в про­цесс ре­шения го­родс­ких проб­лем. Мы на­чали де­лать ана­лиз мо­делей са­мо­уп­равле­ния, ко­торые у нас есть, и я мо­гу ска­зать, что в Пе­тер­бурге боль­шая ба­за, мо­дели раз­личны, и всё это — неп­ло­хое подс­порье для соз­да­ния Дви­жения.
Боль­шая роль в Дви­жении долж­на уде­лять­ся нас­тавни­чест­ву, прив­ле­чению сту­ден­ческих и мо­лодеж­ных су­щест­ву­ющих ор­га­низа­ций. Мы в эту ра­боту го­товы вклю­чить­ся. Се­год­ня мы не по­нима­ем лишь, как выг­ля­дит порт­рет сов­ре­мен­но­го школь­ни­ка, и пред­ла­га­ем ру­ководс­тву соз­дать та­кую сис­те­му, что­бы раз в год уче­ники 8-11 клас­сов про­ходи­ли тес­ти­рова­ние и с про­фес­си­ональ­ны­ми, и с об­щи­ми эле­мен­та­ми. Не­об­хо­димо по­нимать —ка­кие ву­зы ре­бята вы­бира­ют, чем хо­тят за­нимать­ся, что им ин­те­рес­но — тог­да мож­но бу­дет прог­но­зиро­вать и соз­да­вать хо­роший про­дукт. Тог­да воп­рос вступ­ле­ния/невс­туп­ле­ния в ор­га­низа­цию бу­дет ав­то­мати­чес­ки ре­шён. 

Ни­колай Хар­лампи­ев, глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Кос­тёр»:
Этот круг­лый стол — один из пер­вых в стра­не, и я уве­рен, бу­дут еще, те­ма жи­вот­ре­пещу­щая. Ро­дите­ли се­год­ня смот­рят на сво­их 10-12-лет­них де­тей гла­зами бу­дуще­го ра­бото­дате­ля, уже прог­но­зиру­ют, вы­чис­ля­ют, где он мо­жет быть ус­пешным — и под­ре­за­ют крылья. Но мно­гие, я наб­лю­даю, ста­новят­ся дру­гими — ум­ны­ми, за­ботя­щими­ся не толь­ко о карьере, но и о ду­ше ре­бён­ка, они под­талки­ва­ют к чте­нию, ра­де­ют за де­тей. Глав­ная за­дача дви­жения — не нав­ре­дить, по­это­му важ­на пол­ная доб­ро­воль­ность и нас­тавни­чест­во. Ря­дом с ре­бята­ми долж­ны быть дей­стви­тель­но муд­рые лю­ди.


Свет­ла­на Куз­не­цова, на­чаль­ник От­де­ла вос­пи­татель­ной ра­боты и до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зова­ния Ко­мите­та по об­ра­зова­нию:
Я боль­ше чем уве­рена: всё, что хо­рошее есть в Пе­тер­бурге, ни­куда не де­нет­ся. Сте­на в шко­ле — так проб­ле­ма от­цов и де­тей бы­ла всег­да! Де­ти за на­ми идут, де­тям на­до. На­ша за­дача — под­держи­вать. Взять хо­тя бы спор­тивные клу­бы. Ког­да идет об­ще­городс­кой смотр, по­нима­ешь — ре­бятам нуж­на ат­ри­бути­ка, нуж­ны знач­ки и фла­ги. Ес­ли зас­та­вить стро­го — они пой­дут, но мы долж­ны пред­ло­жить им, ку­да пой­ти. По­каза­телен при­мер квес­та по про­филак­ти­ке ки­бер­бе­зопас­ности. Мы пред­ло­жили по­участ­во­вать в нём под­рост­кам, сос­то­ящим на уче­те в Ко­мис­сии по де­лам не­совер­шенно­лет­них. И ког­да участ­ву­ет де­воч­ка де­вятик­ласс­ни­ца, сос­то­ящая на всех уче­тах, в по­ложе­нии, со сво­им юным му­жем, ко­торый спра­шива­ет «А мож­но я то­же прой­ду с ва­ми?..» — осоз­на­ешь: мы долж­ны пред­ла­гать, на­ша за­дача толь­ко та­кая. 

Приг­ла­ша­ем к об­сужде­нию про­ек­та всех, кто обес­по­ко­ен судь­бой бу­дуще­го дви­жения. Ос­тавляй­те свои мне­ния в ком­мента­ри­ях или при­сылай­те на поч­ту через обратнуюю связь.