Из опыта работы педагогического коллектива Лахденпохской средней школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся

Из опыта работы педагогического коллектива Лахденпохской средней школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся

Советский народ недавно отметил 60-летие своего государства. 50 лет – это годы борьбы и труда. Советский народ, воспитанный на лучших героических и патриотических традициях, сумел выстоять и победить. И в наши дни советский патриотизм является одной из решающих движущих сил нашего общества. Важнейшей задачей школы является задача воспитания учащихся в духе советского патриотизма, используя при этом разнообразные формы работы. Составной частью этой работы является военно-патриотическое воспитание. В наши дни эта работа приобретает особое значение ещё и потому, что Верховный Совет СССР принял недавно Закон о всеобщей воинской обязанности, который вступил в силу с 1 января 1963 года. На школу возложена обязанность готовить юношество к Советской Армии.

В нашей школе накоплен опыт по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которое осуществляется в различных формах.

               Источники для работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Накануне Великой Отечественной войны в Сортавальском районе размещались части 142 СД (штаб дивизии в городе Лахденпохья), 168 СД 9штаб в г.Сортавала) и один полк 71 СД, два пограничных отряда несли охрану государственной границы (102 и 3 пограничные отряды), подразделение Ладожской военной флотилии.

Школа начала работу над изучением боевого пути 142 СД, особенно 461 СП, лучшего полка дивизии, который размещался в городе Лахденпохья. В боях на территории района части 142 СД, особенно 461 СП, выполнял 461 СП, выполнял в труднейших условиях боевую задачу, приняли на себя главный удар отлично оснащённого противника и не дали ему возможности выйти к Ладоге, развить наступление в сторону Ленинграда и окружить части 23 армии под Выборгом.

В первых боях много героических подвигов совершено пограничниками. Навечно остались в памяти народной имена сержанта БУСАЛОВА, старшего политрука ГАРЬКАВОГО – их именами названы заставы,  пограничника РЕЦЪ, лейтенанта ЛАЗАРЕВА, прачки УТКИНОЙ и многих других. Немало героев было и в частях 142СД. Командир полка полковник Трубачеев и пулемётчик Заходский удостоены звания Героев Советского Союза. Высокими наградами отмечены подвиги старших лейтенантов ШУТОВА, АНДРЕЙЧУКА, младшего лейтенанта МУЗЫЧЕНКО и многих других. Бывшие бойцы стали известными людьми в стране: Заслуженный артист республики КОСТРИЦА-бывший солдат, полковник запаса АНДРЕЙЧУК закончил войну в Берлине, лейтенант ШМАЛЬКО преподаёт в Артиллерийской академии и многие другие.

Подвиги, совершённые на территории района, боевой путь 142 СД, начавшей войну в Лахденохья и закончившей ей в польском городе Гдыня, и положены в основу работы по военно-патриотическому воспитанию.

1. Начало работы.

Работу начали в плане похода боевой славы как одной из составных частей пионерского соревнования. В школе был создан штаб похода боевой славы, который возглавлял директор школы.

На линейке, посвящённой памяти Александра Фанягина, все пионерские отряды получили задания. Некоторые из них были трудны и не выполнимы. Значительная часть из них была посвящена розыску материалов по заданию шефов. Приступили к сбору материалов для школьного музея. Работа  расширялась и стала приобретать конкретные формв. Спустя год мы смогли принять 1(римская) вариант системы работы по военно-патриотическому воспитанию.

Одна из интереснейших форм работы это встречи с непосредственными участниками войны. Мы с помощью ребят уточнили, кто из руководителей учавствовал в боях. Перед каждой встречей классный руководитель беседовал с приглашаемым товарищем, направлял его мысли. В последние три года были проведены встречи с партизанами Великой Отечественной войны, живущими в нашем городе: с нашим преподавателем физкультуры ВАСИЛЬЕВЫМ В.А., заслуженной учительницей КАССР ГЕРПИНОЙ Е.П. Они рассказали много интересного о жизни партизанских отрядов. 4 классы записали рассказы о других партизан МЯКИ О.К, КОЛПАКОВА И.Н, БУТЫЛКИНА С.В. Таким образом, все партизаны взяты на учёт.

В 6 классе была проведена встреча с участником гражданской войны, чекистом 20-х годов, членом КПСС с 1920 года ФЁДОРОВЫМ В.М.

На уроке истории состоялась встреча с бывшим преподавателем школы ПОЛНСКИМ Н.А., участником встречи советских и американских войн на Эльбе.

Хорошо проходят встречи в классах, когда приходят на беседу родители. Так, в классы приходили отцы-офицеры Советской Армии Лысюк, Пономаренко, Семинов, Зайцев и некоторые другие.

Самое интересное то, что ребята обычно знают об участии родители в войне. Однако они очень редко знают что отец награждён орденом или медалью. Такие беседы поднимают родителей в глазах детей.

2. Уроки мужества.

В этом учебном году мы впервые ввели в школе практику проведения уроков мужества. Они проходили у нас в октябре согласно программе Обкома ВЛКСМ и Минпроса. Конечно, не всё было гладко. Казалось, что договорились обо всём с военными, но если в первой смене прошло всё хорошо, то во-второй – были срывы.

В Школу к первому уроку прибыли гости. Они заранее были распределены по классам. Так, в 9-м классе выступил командир части подполковник Олейник Н.М., рассказал об учениях «Днепр», в которых он участвовал. С интересом слушали восьмиклассники рассказы подполковника Подовникова С.И. о воспитании мужества, 10-е классы – подполковника Маслова И.П. и Крупко о подвигах воинов в дни войны и других.

Однако самым интересным было выступление Юлии Ивановны Афанасьевой в 5-Б классе. Старая женщина, персональная пенсионерка рассказала о своём сыне капитане Афанасьевк, одном из первых советских рекордсменов мира по парашютному спорту, трагически погибшем при испытании нового самолёта в 1941 году в марте месяце. Он сменил в испытательной группе Чкалова. Афанасьев наш земляк, он из Карелии. Между ребятами и Юлией Ивановной установилась большая дружба. Когда подводили итоги, то признали, что уроки мужества форма нужная, нужная её следуют совершенствовать.

3. Дни Фанягина.

Пионерская дружина носит имя рядового Александра Фанягина. По одним данным Фанягин повторил подвиг Матросова и записан в книгу матросцев комитета ветеранов. Но когда мы обратились в Министерство обороны с просьбой зачислить Фанягина навечно в списки полка, суть подвига нам изложили иначе. Но это деталь. Фанягин служил в полку, который шефствует над нашей школой. Дружина носит имя Фанягина 9 лет.

В 1964 году мы впервые 15 октября провели день Фанягина. С тех пор такие дни проводили ежегодно и таким образом отмечает день рождения Героя. Программа этих дней разная. Так день Фанягина 1967 года мы проводили на братской могиле воинов, погибших при защите нашего города. К могиле было организовано шествие в колонне с факелами, были приняты в почётные пионеры воины-шефы. Шествие собрало много людей. По окончании церемонии был дан салют из ракет.

В прошлом году в школе родилась новая традиция-встреча представителей Фанягинских Дружин. Инициатива была наша, видимо, поэтому и решили встречу провести в нашей школе. Приехали делегаты из г.Коломны Московской области, города, где родился Фанягин, и Медвежьегорска, в окрестностях которого Фанягин погиб.

Встреча была очень тёплой, ребята быстро подружились. В первый день мы обменялись опытом пионерской работы, рассказали о традициях школ. Гости осмотрели материалы нашего музея. Посетили в\части, осмотрели комнаты боевой славы, полазили в танках, а затем поужинали в солдатской столовой. На другой день вместе с нашими ребятами ездили на заставу, а на третий день – в Сортавала, где встретились с командованием, с работниками РК ВЛКСМ. Гости уехали, увозя самые тёплые воспоминания о нашем городе, о людях. Сейчас мы начинаем подготовку к встрече в Коломне. В Медвежьегорск мы отправили клубни георгин и цветы с просьбой высадить их у памятника Фанягину.

4. Комсомольские собрания.

В 1965 году мы провели интересное комсомольское собрание, посвящённое воспитанию ненависти к американским агрессорам. Темой собрания был – суд над фашизмом. На собрании выступили начальник гарнизона полковник Семинов. Он рассказал о тех жертвах, которые принёс фашизм нашей родине. Очень интересно выступили участник и трёх воин, ветеран социалистического строительства в Карелии Потовин. Затем учащиеся рассказали о борьбе вьетнамского народа за свою свободу. Собрание единогласно утвердило текст письма президенту Джонсону с требованием прекратить агрессию во Вьетнаме. Письмо было получено посольством США в Москве, но ответа, как и следовало ожидать, не последовало.

В декабре 1967 года у нас прошло комсомольское собрание с повесткой дня: «Герои-комсомольцы Карелии». Собрание открыли члены комитета коротким литературно-музыкальным монтажом, посвященным героизму комсомольцев в годы войны. Затем комсомольцы выступили о подвигах Заходского, Бусалова, Мелентьевой, Лисициной. Собрание закончилось факельным шествием к братской могиле, где почтили память героев-комсомольцев и прочли «Реквием» Р.Рождественского.

5. Встречи с ветеранами войны.

В  школьном музее уже собралось большое количество материалов, и мы решили сделать официальное открытие музея. Списались с комитетом ветеранов 142 СД, группа ветеранов дала согласие приехать. Встречу назначили на 7 мая. 4 мая приехал Герой Советского Союза подполковник в отставке Руденко Н.М. С ним хотели совершить поездку к месту одного боя, за который он получил высокое звание, и разыскать захоронение его боевого товарища, тоже Героя Советского Союза Анатолия Кокорина.

Совершили поездку в Хитола.  Горячее участие в поисках приняли секретарь п\бюро совхоза «Застава» Юшков С.П., председатель поселкового совета, пограничники. Мы нашли вероятное место боя, но уточнить детали не смогли.

7 мая приехали ещё  шесть человек. Произошла трогательная встреча двух медицинских сестёр дивизионного медсанбата через 25 лет. Товарищи выступили с беседами в классах. 45 минут было мало, их подолгу не отпускали ребята. Затем состоялось открытие музея. Гости высоко оценили собранный материал. Вечером встреча с ребятами. Свыше тридцати молодых комсомольцев получили комсомольские билеты из рук ветеранов войны.

Когда в начале года учащиеся спрашивали, что им понравилось больше в прошлом году, то почти все ответили – встреча с ветеранами войны.

8 мая весь город принял участие в торжественном захоронении останков неизвестного солдата 461 СП. Затем ветераны были гостями гарнизона.

 9 мая на трёх автобусах мы выехали к месту боёв. Эта поездка дала самые богатые впечатления. Мы побывали на тех местах, где шли бои. Нам показали позиции 3 СБ, два места размещения КП 461 СП, остатки землянки, где приехавший в гости ветеран Каплинский 26 июля 1941 года поздравлял полковника Трубачеева с присвоением Героя Совесткого Союза. Искали танк, искази землянку связистов. Танк не нашли, а землянку разыскали. Весной с помощью военных мы вскрыли эту землянку.

Вторая встреча с ветеранами состоится 18-19 февраля. 18 февраля состоится открытие мемориальных досок в память частей, поднятых по тревоге в 1941 году.

 

6. Экскурсии и походы к местам боев.

Самой интересной экскурсией к местам боев была поездка на трёх автобусах 9 мая. По материалам поездки были определены маршруты походов учащихся. Весной 1967 года учащиеся 5-В класса (классный руководитель Малашков М.В.) совершили к месту боев двухдневный поход. Ребята  побывали на месте КП 461 СП, затем прошли дальше до ст.Аккахарью. Здесь они устроили ночлег на улице. Побывали на месте тяжёлого боя с окружившими наш батальон финскими частями. В этом районе был смертельно ранен Заходский. Нашли могилу неизвестного солдата, за которой ухаживали местные жители. Поход оставил много впечатлений.

Трижды в школе проводились походы по розыску самолёта. Нам известно, что в лесу есть самолёт, который ещё хорошо виден и почти доступен. Поиски шли в районе вероятного его нахождения, но безрезультатно. Третий поход с группы с преподавателем географии Ялонен Л.М. дал интересные находки. Найдены следы солдата, погибшего в концлагере в первые месяцы боев. Такой солдат был в З СБ.

Интересными были два похода четвероклассников.  Первый под руководством учительницы Котылевой Н.Н. в 1941 г. она принимала участие в оборонительных работах. В район работ она и привела ребят. Второй совершили ученики 4-А класса под руководством Серегичевой и Ялонен в 1967 году к месту размещения одной из рот.

Следует отметить и такую деталь. Наш район в части изучения мест – неподнятая целина. Многих мест мы просто не знаем пока нам неизвестно точно где проходили бои, так как сплошной линии фронта на участке не было. Во-вторых, на территории района ещё в 14-17(римские) веках неоднократно проходили жестокие бои со шведскими захватчиками. Так в 1396 году народ поднялся против Понтуса Делагарди, 1582 году наш район был охвачен партизанской войной, которую возглавил Кирилл Рогозин, крестьянин из Сортавалы. В 1613 году валаамские монахи выдержали жестокую схватку с захватчиками, свыше 60 из них записаны были в книгу вечной памяти как герои. Валаамскому монастырю после возобновления его в 17(римские) в. Петром 1(римская) была передана на хранение хоругвь князя Пожарского.

В Районе много и других мест, связанных с патриотическим воспитанием детей и молодёжи. Просто факт. В районе похоронен Барановский Владимир Степанович (1879 г) русский изобретатель и конструктор, основоположник современной скорострельной артиллерии. На территории района в годы Великой Отечественной войны 5 воинов за подвиги удостоены звания Героя Советского Союза.

Самыми традиционными являются в районе походы на погранзаставу им.А. Ф. Бусалова. С его именем связаны места в двух подразделениях. Недалеко от камня Бусалова совершил подвиг рядовой Заходский.

7. Военно-шефские связи

В последние три года в школе стали значительно улучшаться формы военно-шефских связей. Ученики школы частые гости воинских частей. Мы провели две военных игры на местности, после которой побывал показ техники. Участвовали в игре «Зарница».

В комнатах боевой славы проводились уроки истории, приём в пионеры. Хорошо была проведена пионерская линейка, посвященная 23(римские) съезду КПСС. Она оставила впечатление не только на ребят, но и на взрослых.

Командиры частей частые гости у нас в школе. Они выступают перед ребятами, агитируют за военные училища своим личным примером. Сейчас начали работу два отряда юных танкистов.

Правда, серьёзным недостатком в этой работе является отсутствие постоянно действующего отряда юных друзей пограничников юных друзей Советской Армии.

 

8. Работа над именем героя. Работа в зоне пионерского действия.

Каждый пионерский отряд в дружине борется за присвоение имени Героя. Присвоено пока только два имени: Отряд младшего лейтенанта Лазарева, имени сержанта Нечета, пионеры стремятся узнать больше о герое, за присвоение имени которого они борются. Большую работу проделал отряд им.лейтенанта Лазарева. Л-т Лазарев был помощником начальника заставы в 102 пограничном отряде. Выполняя приказ командования, он одним из первых начинал войну на территории противника и в течение нескольких дней держал захваченный участок финской заставы. Он погиб в июле 1941 года т посмертно награждён орденом Ленина. Пионерам удалось в течение года проделать большую работу. Они разыскали родственников Лазарева, получили от них интересные воспоминания и фотографии.

Удалось восстановить и подвиг сержанта НЕЧЕТА и ефрейтора Бичева пионерам другого отряда. Сержант Нечет, старший пограничного наряда в составе 3 человек прнял бой с ротой финнов, тяжело раненный попал в плен и был зверски замучен врагом вместе с товарищем, но не выдал расположение частей и постов. Мы стремимся, чтобы наряду с именами известных героев войны пионеры называли свои отряды именами героев малоизвестными. Сейчас у нас есть отряд, который борется за присвоение имени А.Заходского. Пионеры УП-Б класса собирают материал о Герое Советского Союза Руденко, который передадут отряду 3(римские) класса, своим подшефным. Три года мы разыскивали Руденко, это делал отряд ныне 7-б класса. Нашли. Их гостем фактически и был Руденко в мае. Он встретился с ними несколько раз, они тепло поздравили его недавно с 6о-летием.

Составляя паспорт улицы, ребята берут на учёт всех участников войны. Интересуются, где они воевали, какие имеют награды, помогают инвалидам войны. Приглашают ветеранов в гости. Тёплые отношения в 5-б классе сложились с Юлией Ивановной Афанасьевой, сколько раз в 5-в классе выступал Видякин Б.М., отмеченный во время войны многими правительственными наградами.

 

9. Другие формы работы с учащимися.

Хорошо оправдывает себя такая форма работы как встреча выпускников с сотрудником военкомата по пропаганде военных училищ. Из нашей школы ежегодно группа учащихся поступает в военные училища. У них есть «свои училища», куда идёт большинство учащихся. Это Даугавпилсское радиотехническое, Пушкинское артиллерийское, Рижское радиотехническое военные училища и другие. В  рядах Советской армии служит большая группа учащихся. Мы поддерживаем с ними переписку. Сейчас, в феврале, мы будем проводить неделю письма в Советскую Армию, поздравим своих солдат и офицеров с 50-летием вооружённых сил и попросим командование рассказать, как служат наши бывшие ученики. Хочется надеяться, что все они служат так же хорошо, как Коля Лысенко. Из части мы получили письмо с благодарностью школе за воспитание хорошего солдата.

Ежегодно проводим соревнование по прикладным видам спорта. В прошлом году все выпускники имели значки ГЗР. В этом году в феврале у нас будут проходить соревнования допризывников по программе, утверждённой военкоматом и ДОСААФ. Надеемся, что команда в районе будет не последней. Есть мысль устроить торжественные проводы призывников-бывших учащихся в ряды Советской Армии на действительную срочную службу, но пока это не удавалось.

С будущего года в школе будет введена, видимо, должность военрука в соответствии с новым Законом о Всеобщей воинской обязанности. Шефы выразили готовность помочь в оборудовании военного кабинета, но сейчас ещё нет табеля имущества, поэтому конкретно говорить трудно. Однако они готовы дать всё необходимое, вплоть до танка, и помочь в организации занятий. Шефы ведут у нас и гражданскую оборону в 5-7 классах.

В последние годы школа проделала некоторую работу по использованию. Материалов военно-патриотического воспитания на уроках, но этот материал на сегодня не обобщен в деталях.

Проводится работа по воспитанию на героических трудовых и революционных традициях и в семье. Этой теме было посвящено родительское собрание.

Таким образом, в школе сложилась система работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся. Первый опыт этой работы мы уже заслушали на школьных педагогических чтениях в январе. Он одобрен. Система имеет и существенные, видимо, недостатки, но она будет корректироваться.

Выводы:

Конечно, в школе проделана определённая работа по военно-патриотическому воспитанию, однако мы ещё далеко не исчерпали все возможности. Всё зависит от заинтересованности учителей, их активности. Мало мы ещё требуем строгого выполнения системы работы. Мы в этом году подводили итоги в начальных классах. В феврале будем обобщать эту работу по школе в целом. Планов много. Вот некоторые из них:

  1. Сделать школьный музей городским музеем. Учитывая возросший интерес международного и союзного туризма к нашему району, это уже реально дело лет через пять-шесть, а то и раньше.
  2. Создать галерею жителей города, награждённых орденами Красного Знамени.
  3. Помочь фанерному комбинату в розыске рабочих, погибших в боях за Родину.
  4. Установить фамилии учителей и учеников, погибших в боях за Родину и установить в их память мемориальные доски.
  5. Установить в городе памятник двум пулемётчикам Бусалову и Заходскому возле нового здания школы.

Планов много. Их нужно претворять в жизнь.

Л.Н. Нейкен

(Директор Лахденпохской средней школы).