Воспитание учащихся на примере  жизни и подвигов Героя Советского Союза  П.А. Тикиляйнена

Воспитание учащихся на примере жизни и подвигов Героя Советского Союза П.А. Тикиляйнена

Сувилахтинская восьмилетняя школа вступила в строй в 1961 году.

Из разных школ города пришли ребята в новое здание. Перед учителями встала задача – сплотить коллектив, сделать его настоящим хозяином школы. Нужно  было ребят увлечь интересными делами, трудом. Коллектив поставил перед собой проблему «Коммунистическое воспитание учащихся через комсомольскую и пионерскую организации». Важнейшим направлением работы стало создание пионерской дружины. Решили провести выборы. На первом заседании актива выработали заповеди, по которым будут жить пионеры школы. Были приняты обязательства, выполнив которые, можно было бы ходатайствовать о присвоении дружине имени героя и вручении знамени дружине. Страна готовилась к достойной встрече 12(римские) съезда КПСС, который открылся 17 октября 1961 года. Полтора месяца учёбы –срок небольшой, а планы велики. Перед пионерами была поставлена задача – выбрать имя героя.

Сколько было предложений! Наконец остановились на герое, имя которого связано с освобождением нашего района от фашистских захватчиков – П.А. Тикиляйнене. Помогли выбрать имя ученики, которые были участниками кружка «Следопытов». Итак, имя было определено, работа повелась в направлении принятых обязательств. Начался сбор сведений о герое. Пошли в военкомат, стали использовать документы военных лет. Ознакомились с литературой: «В лесах Карелии», «Герои земли карельской», «Памятники и памятные места Карелии».

Читают все – и педагогический коллектив, и ребята. Только в последней книге найдена строчка, что «надгробия установлены на могилах Героев Советского Союза: сержанта Петра Абрамовича Тикиляйнена – в деревне Карписельга, Суоярвского райноа» и т.д.

Получены сведения из военного архива о месте боя, установлена связь с матерью героя, братом Андреем. А пионерия в это время трудится, благоустраивает территорию вокруг школы, возит землю, высаживает кусты декоративных растений, привезённых с хуторов.

Выполнены и другие пункты заповеди и обстоятельств. Итоги подведены на заседании актива школы, вынесено решение о ходатайстве перед райкомом комсомола о присвоении дружине имени П.А. Тикиляйнена. Совет дружины с рапортом направляется в РК комсомола. Бюро решило удовлетворить просьбу пионерии. 17 октября 1961 года считается днём рождения нашей пионерской дружины.

Празднично выглядела школа в этот день. Стройно стоят ряды, слушая выступления работника РК комсомола. Вручая знамя дружины и присваивая имя П.А. Тикиляйнена, Людмила Николаевна Окулова говорит: «Вам присваивается имя Героя Советского Союза П.А. Тикиляйнена – будьте достойны этого имени». Знамя передаётся первому знаменосцу школы Людмиле Копьевой.

Теперь поставлена задача – больше узнать о герое. Решено снарядить группу пионеров на место захоронения. Оживилась переписка с родными. Анна Степановна, мать героя, согласилась приехать в гости к пионерам дружины. Эта весть ещё больше оживила деятельность пионеров. Пионерская экспедиция во главе старшей пионервожатой и майором П.И. Ивановым выехала на поиск могилы героя. Трудно было искать её, ведь прошло 20 лет, когда отгремели оружия, место поросло мелколесьем.

Вглядевшись в обстановку, ребята представили картину горячих боёв, измельчённый гранит, разрушенный деревянный мост, землянка, ходы сообщения, блиндажи. Кажется, что всё это происходило наяву, это взволновало ребят. 12 июня 1962 года для пионеров нашей дружины было большим событием: в гости приезжает Анна Степановна. Многолюдно было на вокзале. Хотя и рано в условиях Карелии иметь в это время много цветов, но ребята нашли. Цветы, взволнованные лица встречающих, ожидающих поезда. Вышла из вагона худенькая, седая, скромная старушка. Почему-то сразу узнали её. Тёплой была встреча с Анной Степановной и родственниками Тикиляйнена. На могилу сына Анна Степановна ездила с пионерами. Всё это надолго останется в памяти ребят.

1963…Июнь знаменателен тем, что по просьбе ребят школы останки героя военкомат разрешил перенести в г. Суоярви. Пионеры школы собирают средства на сооружение памятника герю. РК партии, военкомат откликнулись на просьбу ребят положительно. Бюст героя стал готовить наш скульптор Ланкинен.

Крепче стала дружба с родными П.А. Тикиляйнена. Мать вторично приезжает в 1964 году в день перезахоронения праха сына. Неописуемой был картина этого дня. Зал наших шефов в трауре. Пионеры нашей дружины и пионеры дружины им. П. Тикиляйнена Местановской школы, приехавшие из Ленинградской области, родственники, все собрались ещё раз почтить память нашего славного героя.

Ближе познакомились с пионерами Местановской школы, которые в этот приезд совершают тоже поездку между двумя дружинами. 1965—учебный год начинается с торжественной линейки, где подводятся итоги за прошлый учебный год и ставятся задачи на новый учебный год. Одна из задач – подготовиться к поездке на родину П.А. Тикиляйнена. Собираются средства, идёт выдвижение кандидатур, по одному пионеру из каждого отряда, которые едут в Марково – деревню Ленинградской области, родину героя. Я думаю, что это было большим счастьем для ребят, участвовавших в походе – поездке.

Каждый из ребят знал, что побывав на родине нужно привести сведения о Тикиляйнене. Корреспонденты ведут записи, фотографы щёлкают фотоаппаратами. После ужина Анна Степановна ведёт рассказ о сыне.

Петя родился 3 августа 1921 года в деревне Марков, Волосовского района. В детстве особенно ничем не отличался от других деревенских мальчишек, любил играть, ездить верхом на лошади. В раннем возрасте любил труд. Кроме него в семье росли Мария, Елена, братья – Павел и Андрей. Все, кроме Петра живы. Отец воспитал в своих детях трудолюбие. Пётр, как в детстве его звали «Пекка, с девяти лет пахал; у сельского сапожника учился чинить обувь. Летом мастерил лук и стрелы, это ведь свойственно мальчишкам, братишке Андрюшке смастерил лыжи. В 1930 году умер отец, и Петру пришлось взяться за тяжёлую работу, заготовку дров. Лучшим другом был Ваня Хаянен, сейчас он живёт в соседней деревне, работает зав.клубом. В школе учился на «4» и «5», был лучшим математиком, увлекался физикой, очень любил читать книги, делая из них выписки. Мечта Петра была поступить в Ленинградский политехнический институт. Помешала война с белофиннами в 1939 г. Пётр был бесстрашным разведчиком. После войны Тикиляйнен был направлен в школу младшего комсостава. В апреле 1941 года он окончил школу, и ему присвоили звание младшего сержанта. В мае Пётр побывал дома. Он был направлен на Карельский фронт. «Тикиляйнен был требователен и строг в служебных делах, но в часы досуга становился весёлым и сердечным товарищем» - так писали матери товарищи Петра. Здесь в последний раз Пётр встретился с Ваней Хаяненом. Их рота стояла в Каппясельге, где и развернулись военные действия с фашистами. В одном из боев Пётр и весь его отряд погиб. На следующий день ребята встретились с И.Хаяненом. Он рассказал о годах учёбы и службы с Петром. Хаянену первым пришлось идти на место боя и хоронить лучшего в жизни друга. На третий день мы совершаем совместно с Анной Степановной поход за 12 км. в деревню Местаново, к пионерам дружины имени П.Тикиляйнена. Встречаемся с учителями, ребятами, ведём разговор об общем нашем герое. Много славных дел у пионеров и этой дружины. Наши корреспонденты ведут запись, чтобы потом рассказать и использовать в работе своей школы. Поездка на родину героя, заканчивается многодневной поездкой – экскурсией по Ленинграду. Ребята знакомятся с Военно-Морским музеем, Исакиевским собором, зоосадом, совершают поездки по городу, которая заканчивается на Пискаревском кладбище. Участники экспедиции побывали в Петродворце, слушали рассказ экскурсовода об историческом прошлом и военных годах, которые пережил Ленинград и его пригороды.
Поход заканчивается, участники его оформляют собранный материал и приносят в школу.

В сентябре 1966 года на вечере «Ходили мы походами» ребята как бы держат отчёт о своём походе. 9 октября на комсомольском вечере посвящённом П.А. Тикиляйнену, ребята знакомят собравшихся с копиями документов, рассказывающих о жизни Петра, обмениваются впечатлениями о поездке.

Следующая задача, которая поставлена перед активом школы и пед.коллективом: «каждый пионер и октябрёнок должен знать о жизни и подвиге нашего героя». Подробно знакомятся все учащиеся с биографическими данными, этому посвящается один из четвергов.

В дни подготовки празднования 49 годовщины Советской Армии пионеры знакомятся с документами, рассказывающими о подвигах Петра. \ Статья из газеты «Ленинское знамя» №237 от 24 ноября 1944 года «Наши зенитки в боях за Родину».

Школа участвовала в двух этапах игры «Зарница». Один интересный момент произошёл во втором этапе «Встречный бой».

Разведчики южан, поменяв знаки на знак северян, взяли в плен большую группу юнармейцев. Когда стали разбирать их поступок, то южане ответили, что П.Тикиляйнен не раз ходил в разведку, переодевшись в финскую одежду, наводил точные справки и вновь возвращался в отряд.

- «Вот мы и взяли пример с Тикиляйнена».

Этот эпизод говорит о прямом подражании своему славному герою.

Подробно изучают жизнь и подвиг Петра октябрята вступающие в пионеры.

Несколько лет учащиеся восьмого класса продолжали тесную связь с матерью. На торжественной линейке все материалы о герое переданы в комнату Боевой славы и учащиеся четвёртого класса приняли эстафету от старших товарищей. Цель их – всё больше узнать о герое, теснее сплотить дружбу между пионерами Красномызенской и Местановской школ, подробнее узнать о рыболовном траулере СРТ-31(1-римская)81(1-римская) обменяться докуменатми, разыскать друзей, которые служили с Петром.

Подвиг П.Тикиляйнена знают учащиеся и других школ.

9 мая при возложении венков у могилы Тикиляйнена память о славном сыне народа передаётся из поколения в поколение.

В это лето пионеры ждут в гости Анну Степановну Тикиляйнен с её двумя дочерьми. Приезд родственников героя ребята стремятся ознаменовать хорошими успехами в учёбе и труде.

В этом году на торжественной линейке коротко было рассказано о дне, когда была сформирована пионерская дружина имени П.Тикиляйнена. Классы ознакомились с новыми документами о герое. После уроков объявлен «трудовой десант», подведены итоги трудовых дел. Во всех отрядах была исключительная дисциплина, собранность, взаимная выручка. Переписка между школой и родственниками продолжается.

В связи с 50-летием Вооружённых Сил новые отряды подробно знакомятся с жизнью Героя.

Следующая страница - Система военно-патриотического воспитания